Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Областная трехсторонняя комиссия состоит из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей и администрации Новосибирской области, которые образуют соответствующие стороны комиссии.
Основными целями комиссии является согласование социально-экономических интересов сторон и содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений. Основными задачами Комиссии являются:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта регионального соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией Новосибирской области;
2) развитие социального партнерства;
3) оказание содействия участникам отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений, заключаемых на областном уровне, в урегулировании возникающих между ними разногласий при разработке и выполнении указанных соглашений;
4) изучение причин и разработка профилактических мероприятий по предотвращению коллективных трудовых споров;
5) урегулирование в пределах компетенции сторон, участвующих в комиссии, коллективных трудовых споров (конфликтов).
Аналогичные структуры комиссии созданы при всех уровнях власти. Текст постановления главы администрации Новосибирской области от 23 декабря 1997 г. №711 «О Новосибирской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» находится в открытом доступе на сайте Департамента труда и занятости НСО по адресу http://nskczn.siberia.net/main/articles/article/106/.
По адресу  http://nskczn.siberia.net/main/articles/article/84/ размещен текст постановления губернатора Новосибирской области от 13.10.2007. № 399 «О составе Новосибирской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», а по ссылке  http://nskczn.siberia.net/main/articles/article/587/  можно посмотреть вышеупомянутое решение Новосибирской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений №3 от 24 июня 2009 года.
По его прочтении для неискушенных в тонкостях трактовки и применения различных законодательных и подзаконных актов предпринимателей открывается простор для догадок и размышлений. Например, почему норматив выше нашего установлен только в городе Москве (8 300 руб.)? На кого именно распространяется решение Областной комиссии? Кто и как должен доводить данное решение до предпринимателей?  Является ли данное решение ориентиром для налоговых органов? Чем грозит его невыполнение для коммерческих предприятий? Насколько вероятно, что фискальные органы могут доначислить предприятиям налоги с ФЗП с 1 июля 2009 года? И в этой связи извечный российский вопрос «что делать».
Так, исполнительный директор КГ «Частный консультант» Андрей ФИЛАТОВ в беседе с редакцией БвС высказал уверенность, что частному сектору бояться нечего, поскольку под «внебюджетным сектором» имеются в виду только государственные организации, уполномоченные на отдельные виды коммерческой деятельности (МУПы, фонды т.д.). Как неофициально сообщила начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС по НСО Галина ПЕЧЁНКИНА, поскольку показатель «минимальная месячная заработная плата» не регулируется Налоговым кодексом, органы ФНС не руководствуются им в своей деятельности. Объектом налогообложения является фактически начисленная заработная плата, и привлечь внимание налоговых органов во время проверки может стать только слишком малая её величина. Обращение в Комитет по труду мэрии тоже не дало результатов — как сказала начальник отдела оперативного информирования пресс-центра мэрии Наталья КАЛМЫКОВА, данный вопрос находится вне компетенции городской исполнительной власти. Публикуем комментарии, которые удалось получить...

- На кого распространяется решение Областной комиссии? Как вы его оцениваете?
Заместитель начальника отдела социального партнерства и потребительских бюджетов  Департамента труда и занятости населения Новосибирской области                                  Людмила Быковская (далее Л.Б.): «На территории Новосибирской области заключено и действует Региональное соглашение между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией Новосибирской области на 2008-2010 годы с приложением Регионального тарифного соглашения Новосибирской области на 2008-2010 годы, в котором устанавливается минимальная месячная заработная плата для работников внебюджетной сферы. С 1 июля 2009 года решением Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 июня 2009 года минимальная месячная заработная плата для работников организаций внебюджетной сферы в Региональном соглашении установлена в размере 7 800 рублей (опубликовано в газете «Советская Сибирь» от 26.06.2009г.)
Объединения работодателей и профсоюзов самостоятельно доводят до работодателей и работников решение о повышении минимальной заработной платы. Установление минимальной заработной платы в данном размере является результатом диалога представителей работодателей, работников и администрации области и способствует повышению уровня жизни населения области. Решение этого вопроса на трехсторонней Комиссии с участием работодателей как полноправной стороны даёт гарантии того, что работодатели в основной массе в состоянии обеспечить принимаемый уровень минимальной заработной платы.
Данное решение касается всех организаций, не финансируемых из бюджетов всех уровней. Соглашение распространяется на работодателей, являющихся членами Новосибирского союза руководителей предприятий и работодателей, заключившего соглашение, а также на работодателей, не являющихся членами названного объединения работодателей, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными работодателями».
Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис БРУСИЛОВСКИЙ (Б.Б.):  «Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ субъекты РФ могут региональным соглашением установить минимальный размер заработной платы в соответствующем субъекте.
Минимальный размер заработной платы может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ. Исключение составляют работники организаций, финансируемых из федерального бюджета.».
Директор компании «Аудит-Н» Анастасия БОРОДИНА (А.Б.): «В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ в размере 4330 руб. в месяц. Невыполнение этого требования может быть квалифицировано как нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) с привлечением к административной ответственности. Новосибирская областная трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых отношений такими полномочиями не наделена.
При этом налоговые органы зачастую требуют от организаций и предприятий повышать оплату труда, не до уровня МРОТ, а до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, который   установлен постановлением губернатора области № 295 от 06.07.09. на  II квартал 2009 года в сумму 5821 рубль. Также нет гарантии, что в качестве «рекомендуемого» уровня не будет приниматься областной показатель минимальной месячной заработной платы».

- Обязательно ли к исполнению данное решение?
- Л.Б.: «В соответствии с ТК РФ социально-трудовые отношения в организациях регулируются коллективным договором, заключаемым между работниками и работодателем в лице их представителей. Если в организации нет коллективного договора, то в соответствии со ст. 26 Закона Новосибирской области «О социальном партнерстве в Новосибирской области» на организацию распространяется действие условий вышестоящего соглашения, то есть территориального или отраслевого. Территориальные соглашения заключены во всех муниципальных районах и городских округах, в том числе и в г. Новосибирске. Соглашения нижестоящего уровня не должны ухудшать положение работников по сравнению с нормами Регионального соглашения».
- Б.Б.: «Работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, обязан установить размер заработной платы не менее минимального размера заработной платы, указанного в Региональном соглашении. В ином случае работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению о минимальной заработной плате представляет мотивированный отказ от присоединения к данному Соглашению.
Непредставление отказа в течение указанного срока будет означать автоматическое присоединение к Соглашению о минимальной заработной плате в регионе».
- Л.Б.: В Новосибирской области статья.133.1 Трудового кодекса РФ пока не применяется. Размер же минимальной месячной заработной платы для работников внебюджетной сферы устанавливается в Региональном соглашении решением областной трехсторонней комиссии два раза в год с 2004 года. Данное соглашение направлено на развитие экономики, содействие занятости населения, регулирование оплаты труда, обеспечение охраны труда и экологической безопасности, социальную поддержку населения и развитие социального партнерства.

    - Чем грозит невыполнение данного решения? Могут ли фискальные органы  доначислить предприятиям налоги с ФЗП с 1 июля 2009 года? Ваши рекомендации предпринимателям.
- Л.Б.: «Ответственность за невыполнение Соглашения осуществляется в соответствии со ст. 55 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 5.31. Кодека РФ «Об административных правонарушениях»  нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по Соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях согласно ст. 23.12. вышеуказанного Кодекса РФ рассматривает Государственная инспекция труда в Новосибирской области.
Рекомендуем работодателям для того, чтобы не выйти за пределы правовой зоны, включаться в систему социального партнерства, для начала заключая на своих предприятиях коллективные договоры. Если предприниматель пока не имеет финансовой возможности  обеспечения своим работникам гарантий, установленных в Региональном тарифном соглашении, в коллективном договоре он должен принять на себя обязательства поэтапного повышения размеров заработной платы своих работников до минимальной заработной платы, установленной Региональным тарифным соглашением (7 800 рублей)».
- Б.Б.:  «Вместе с тем доначислить предприятиям налоги с ФЗП налоговые органы не вправе. При проверке правильности исчисления налогов налоговые органы руководствуются фактически выплаченным размером заработной платы, который и составляет размер налоговой базы, оснований изменить который, если он не был фактически выплачен налогоплательщиком, не имеется».
- А.Б.: «У коммерческой организации есть выбор: начислять и выплачивать сотрудникам ежемесячную заработную плату не ниже минимальной оплаты труда в соответствии с требованиями законодательства (и возможно отстаивать свои права в налоговых и административных органах) или повысить ежемесячную заработную плату сотрудникам до уровня требований Новосибирской областной трехсторонней  комиссии, а в дальнейшем отслеживать, чтобы уровень ежемесячной зарплаты был не ниже минимального прожиточного минимума, устанавливаемого губернатором Новосибирской  области ежеквартально.
В случае возникновения конфликта с налоговыми органами по вопросу начисления заработной платы сотрудникам в размере ниже требуемого, проблема будет решаться в судебном порядке. При этом специалисты налогового органа скорей всего  будут пытаться доказать, что выплаты сотрудникам производятся не в минимальном размере, а в гораздо большем, основываясь на том, что сумм ниже прожиточного минимума недостаточно для жизни граждан. Конечно, бремя доказывания в таком случае лежит на налоговом органе, и можно предположить, что для этого будут использоваться все возможные доказательства, включая ведомости на выплату заработной платы и свидетельства самих работников. При этом чью сторону займет суд, заранее предугадать сложно, так как даже в одинаковых ситуациях могут выноситься совершенно противоположные решения. Поэтому лучше обратиться к услугам квалифицированных юридических фирм. Благо, положительные примеры решения споров предпринимателей с налоговыми органами имеются. Например, Постановления ФАС ДВО от 01.08.2007 N Ф03-А73/07-2/2900, ФАС ВВО от 30.04.2008 по делу N А38-1871/2007-12-108, ФАС ЗСО от 08.05.2008 N Ф04-2842/2008(4686-А67-19)».
Таким образом, учитывая противоречивость и запутанность современного российского законодательства, о возможных последствиях решения № 3 Новосибирской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийдля предпринимателей Новосибирской области пока сложно судить. Чем должны руководствоваться при начислении заработной платы руководители коммерческих предприятий — МРОТ, устанавливаемым на федеральном уровне, прожиточным минимумом или минимальной месячной оплатой труда, устанавливаемыми регионами, тоже непонятно. Ясно одно - возможности по начислению «белой» заработной платы у разных предприятий различные, и хотя благие намерения членов вышеуказанной Комиссии обеспечить социальную защиту работников частного сектора и хорошо выглядеть на фоне других регионов можно только приветствовать, по частному мнению ряда представителей предпринимательских и властных структур, момент для повышения минимальной месячной заработной платы в НСО выбран не совсем удачно. Не говоря уже о том, что налоговые органы с благой целью роста собираемости налогов склонны трактовать федеральные и региональные нормативы в свою пользу. Вопрос только в том, что в этой ситуации делать и так балансирующему на грани безубыточности «среднему» новосибирскому предпринимателю...

Дмитрий КАРАСЕВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.